Организация проектно-исследовательской деятельности с учащимися

0

Рубрика: Наши исследования | 11-07-2021

Организация проектно-исследовательской деятельности с учащимися по экологическому краеведению

 

И.Г. Богино, учитель биологии

ГУО «Средняя школа № 108 г. Минска»

 

Вместо путешествий в отдаленные страны, на что

так жадно кидаются многие, приляг к лужице,

изучи подробно существа — растения и животных,

 ее населяющих, в постепенном развитии и взаимно

 непрестанно перекрещивающихся отношениях

организации и образа жизни, и ты для науки сделаешь

несравненно более, нежели многие путешественники…

К. Ф. Рулье

 

Есть истины, которые должны войти в сознание с детства. Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, к родной природе. Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен совсем иной подход: жить так, чтобы постоянно общаться с природой, раскрывать для себя ее тайны, решать вопросы, связанные с охраной окружающей среды.

В настоящее время в образовательной системе усилился интерес к экологической компетентности. Обусловлено это рядом обстоятельств теоретического и практического характера — решение глобальных экологических проблем невозможно без качественного формирования экологической культуры и экологической компетентности личности. Компетентностный «портрет» ученика в области экологии может выглядеть следующим образом: умеет правильно анализировать причинно-следственные связи экологических проблем данной местности (региона), способен оценивать экологические последствия собственной деятельности и деятельности человека по отношению к природе, умеет применять экологические знания в повседневных жизненных ситуациях, проявляет личностное отношение к ценностям экологического характера, участвует в выполнении экологических проектов, направленных на улучшение окружающей среды.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что современный мир требует нового человека, не простого исполнителя, а исследователя проблем. Значительным потенциалом для формирования экологической компетентности обладает проектно-исследовательская деятельность на основе краеведческого подхода. По мнению А.В. Хуторского, проектная деятельность является практико-ориентированной, поскольку её результаты всегда направлены на решение реальных экологических проблем [3].

Необходимость заняться вопросами экологического краеведения обусловлена мною тем, что большая часть учащихся не знает основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе; не могут назвать основные экологические проблемы; не умеют оценивать в общем состояние окружающей среды, отмечая лишь отдельные факты негативного антропогенного воздействия на местные экосистемы. Но самое главное, не могут охарактеризовать свое участие в сохранении и улучшении окружающей среды. Местный краеведческий материал должен пронизывать образовательный процесс, особенно на уроках биологии, географии, химии. Однако эпизодическое обращение к отдельным формам работы, как показывает опыт, не приносит сколько-нибудь заметных результатов. Необходим стержень, который позволит обеспечить включение учащихся в разные виды деятельности (познавательную, исследовательскую) в связи с проблемами окружающей среды. Таким стержнем могут стать исследовательские проекты по изучению локальной биосферы, определению путей оптимизации взаимодействия людей с природой в своей местности и осуществлению практических дел в соответствии с ними [1].

Работа над проектом «Оценка экологического состояния окружающей среды территории Партизанского района г. Минска» стала основой для проведения эколого-краеведческой работы в нашем учреждении образования. Объект экологического краеведения выбран не случайно. Партизанский район, в котором мы живем и учимся, один из самых промышленных в столице. Характеризуется как территория с преимущественно неблагоприятной экологической ситуацией, обусловленной высоким уровнем загрязнения воздуха и почв, угнетением растительности.

Главной целью нашего исследования является не получение объективно нового результата, как в «большой» науке, а опыт участия в разработке и реализации учебного проекта. Данная деятельность предполагает выделение целей и задач, отбор методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, необходимых ресурсов [2].

Цель проекта: исследование территории Партизанского района г. Минска для оценки экологического состояния окружающей среды.

Задачи проекта:

  • организовать проведение мониторинга загрязнения почвы, воздуха и водных ресурсов на обследуемой территории;
  • изучить экосистемы, биоразнообразие в условиях городской среды;
  • выявить условия, изменение которых может привести к улучшению экологической ситуации в районе;
  • привлечь внимание к экологическим проблемам в Партизанском районе г. Минска через создание экологического сайта «Экологические новости+»;
  • использовать собранные материалы в результате краеведения на уроках предметов естественных дисциплин, внеклассных мероприятиях и организации волонтерского движения.

Условия обеспечения учебного проекта:

  • подготовительная работа с учащимися: овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта;
  • учебно-методическое оснащение: научно-методическая литература;
  • материально-техническое и кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые специалисты): лаборатории кабинетов биологии и химии СШ № 108, исследовательская база МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ, БГПУ им. М. Танка, БГТУ; профессорско-преподавательский состав учреждений высшего образования;
  • информационное оснащение: литературные источники, интернет-ресурсы.

Участники проектной деятельности — учащиеся VIII-XI классов — возраст, когда происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности. Задачи исследования соответствовали возрасту и лежали в зоне ближайшего развития учащихся. Была обеспечена заинтересованность детей в работе над проектом. Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности проводились не только в процессе работы над проектом, но и в рамках учебных занятий. Для этого использовались методы проблемного и исследовательского обучения, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые формы работы, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.

Проектная деятельность учащихся осуществлялась в пять этапов: мотивационно-организационный, поисково-деятельностный, практико-созидательный, презентативный и рефлексивно-оценочный.

Мотивационно-организационный этап направлен на формирование мотивационно-ценностного и творческо-деятельностного компонентов экологической компетентности. Задача данного этапа — мотивация учащихся, формирование заинтересованности проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Знакомство с живой природы можно начать с организации посещения рекреационных территорий города, находящихся в близости от школы (в нашем случае — Слепянская водная система, Центральный детский парк им. М. Горького, лесопарк «Степянка»). Исследовательский маршрут должен быть спланирован учителем «на контрасте» таким образом, чтобы учащиеся, с одной стороны, смогли оценить красоту и гармонию природного окружения, с другой — увидели последствия безответственного отношения жителей к среде своего обитания и объектам живой природы. Данный прием придает личный смысл предстоящей деятельности, формирует мотивацию. Усилить эмоциональное восприятие живой природы можно использованием древних преданий, исторических справок, в которых отражаются особенности изучаемых объектов. На данном этапе проводится обсуждение значения экосистем для существования и устойчивого развития биосферы, отношения учащихся к экологическим проблемам, определяются известные школьникам способы их решения. На основе выявленных противоречий происходит формулирование проблемы, цели и задач исследования, актуализируются субъектный опыт учащихся, знание видов и методов изучения, планируется предстоящая исследовательская деятельность.

Знакомство с экосистемами города.

Знакомство с экосистемами города.

На поисково-деятельностном этапе проектной деятельности формируется когнитивный компонент экологической компетентности. Происходит определение состава рабочих групп из 2-4 человек, осуществляется поиск информации по теме исследования.

Для осуществления экологического мониторинга были выбраны 9 контрольных участков на территории Партизанского района, где проводились исследования загруженности улиц автотранспортом, оценка жизненного состояния придорожных посадок древесных растений, анализ почвенного покрова вблизи автодорог. Для проведения исследований использовались методики, рекомендованные кафедрой биологии человека и экологии МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ: проведение лихеноиндикации, оценка солевого загрязнения почвы по листьям липы, измерение массовой доли химических элементов в почве и др. Перед началом проведения учебно-исследовательских работ учащиеся знакомятся с методами исследования, овладевают навыками исследовательской культуры.

Изучение оборудования и методики для проведения исследований.

Изучение оборудования и методики для проведения исследований.

Практико-созидательный этап  направлен на формирование творческо-деятельностного компонента экологической компетентности и организуется в форме групповой исследовательской деятельности учащихся по изучению природно-территориального комплекса. Данный этап предусматривает выполнение учащимися полевых исследований. Для осуществления некоторых опытов понадобилась материально-техническая база учреждений высшего образования, консультации и помощь научных специалистов. Работа над экологическим проектом была бы не возможна без сотрудничества с МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ, БГПУ им. М, Танка.  Ученые осуществляли научное консультирование, предоставляли возможность проведения анализов на базе университетских лабораторий. Работая над изучением биоразнообразия на территории Партизанского района г. Минска, мы получали квалифицированную помощь и научное руководство на кафедре ботаники и общей биологии педагогического университета. Учащиеся имели возможность присутствовать и работать в студенческих группах БГПУ им. М. Танка во время практических занятий по химии, прохождения полевых сборов по экологии.

 

В лаборатории МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ. Подготовка проб почвы к анализу.

В лаборатории МГЭИ им. А.Д. Сахарова БГУ. Подготовка проб почвы к анализу.

Посещение лабораторных занятий по химии в БГПУ им. М. Танка.

Посещение лабораторных занятий по химии в БГПУ им. М. Танка

С учетом данных, полученных в результате оценки загруженности улиц автотранспортом, сделаны выводы о зависимости жизненного состояния зеленых насаждений, произрастающих вблизи автодорог и интенсивностью движения транспорта. В Партизанском районе г. Минска показатели жизненного состояния древостоя ниже, чем по городу. Обследованные зеленые насаждения не отличаются богатым видовым составом.  Выявлены виды растений, наиболее подверженных болезням. Были составлены рекомендации по снижению вреда, наносимого транспортными средствами, предложено формировать насаждения в промышленных районах города из устойчивых к антропогенным факторам видов деревьев, кустарников и газонных трав. Результатом исследований стали работы учащихся «Оценка влияния на зеленые насаждения и почвенный покров близости автодорог с высокой интенсивностью движения в Партизанском районе г. Минска», «Мониторинг жизненного состояния зеленых насаждений улиц и магистралей Партизанского района г. Минска».

В результате проведенного мониторинга окружающей среды составлены карты источников загрязнения и экологически благополучных для жителей района мест. Участники проекта пришли к выводам: пока экологически опасные предприятия находятся чуть ли не в центре города, пока существуют отсталые технологии производства и нейтрализации высокотоксичных выбросов, Партизанский район столицы нельзя считать экологически чистым. Определены условия, изменения которых может привести к улучшению экологической ситуации в районе.

Исследование биологического разнообразия урбанизированной территории представляет собой приоритетную задачу в нашем проекте. Изучая влияние антропогенного фактора на видовой состав растений и животных города, учащиеся провели исследования по темам: «Изучение видового состава жуков семейства Coccinellidae на территории г. Минска», «Оценка экологического состояния Слепянской водной системы на территории Партизанского района г. Минска», «Изучение экологического состояния рекреационной территории лесопарка «Степянка», «Оценка состояния растительного сообщества гидрофитов Слепянской водной системы» и др.

Информационно-презентативный этап направлен на формирование когнитивного компонента экологической компетентности. Полученные результаты исследований экологического проекта были представлены на конференциях и конкурсах. Для нас важно было не только найти причины экологического неблагополучия в районе, но и определить пути изменения ситуации, привлечь внимание общественности. Выпущены брошюры, листовки, буклеты по результатам проведенных исследований. Вопросы экологической ситуации в районе поднимались на встрече с главой администрации Партизанского района г. Минска, где обсуждались основные причины ухудшения экологической ситуации, приводились данные, полученные учащимися в ходе реализации проекта.

Вся полученная информация по экологическому краеведению размещена на сайте «Экологические новости+» (ecoplus.by). Материалы сайта отражают исследовательскую деятельность учащихся, направленную на изучение экологии и биоразнообразия в районе и городе. На сайте представлены рубрики: «Экология глазами детей», «Живой мир», «Фотофакт», «Экологический календарь», фото и новости экологических акций и мероприятий. Проводятся онлайн-опросы, конкурсы рисунков и фотографий на тему «Экология города».

На рефлексивно-оценочном этапе  школьники обсуждали общий итог проектной деятельности. Анализируют свои достижения и трудности, оценивают работу друг друга и собственную успешность. Происходит развитие коммуникативных универсальных учебных действий.

В результате осуществления проектно-исследовательской деятельности стало возможным использовать материал изучения природно-территориального комплекса в образовательном процессе на учебных занятиях, для организации и проведения различных эколого-краеведческих мероприятий и акций.  Именно местный материал предоставляет огромные возможности по формированию эмоционально-чувственной составляющей экологической культуры: учащиеся изучают и анализируют то, что рядом, близко и понятно. Эффект узнавания, личной причастности к данному месту или событию, традициям и истории работает на развитие эколого-эстетических эмоций и чувств, что, в идеале, приводит к формированию нравственной, эмоционально-ценностной направленности личности.

В 2019 году средняя школа №108 г. Минска стала партнером РОО «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСЕКО» в реализации проекта Молодежная волонтерская сеть: «Экология на пальцах». Обученные школьники-мультипликаторы организовывали тренинги, направленные на практическую деятельность по применению знаний в области экологии. На занятиях со сверстниками рассказывали о деятельности ЮНЕСКО в реализации Целей устойчивого развития, мотивировали сверстников к участию в экологических акциях. Волонтеры проводили неформальное обучение по вопросам загрязнения городской среды, проблеме утилизации бытовых отходов, а также участия каждого жителя в решении данных вопросов. Как куратор работы волонтеров я помогала им в использовании на тренингах  местного краеведческого материала. Работа мультипликаторов была организована не только в своей школе, но и в других общеобразовательных учреждениях Партизанского района.

Проведение тренингов «Экология на пальцах».

Проведение тренингов «Экология на пальцах».

Организованная проектно-исследовательская деятельность по экологическому краеведению не может иметь завершения. Мы продолжаем проводить исследования с целью изучения экологической ситуации, участвуем в республиканских акциях и конкурсах. Информация дополняет уже собранный материал и размещается на сайте «Экологические новости +».

Никогда знания и умения не станут достоянием личности, если они не закреплены эмоциональным и практическим опытом. Таким опытом может стать экологический проект по изучению природно-территориального комплекса своего региона.

Литература:

  1. Конюшко, В.С. Страницы экологического краеведения: Учебно-методические материалы для факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору / В.С. Конюшко, А.А. Лешко, С.В. Чубаро. — Минск, 2000. — С. 1-15.
  2. Маглыш, С.С. Научно-исследовательская работа школьников по биологии: пособие для учителей общеобразоват. учреждений с рус. (белорус.) яз. обучения/ С.С. Маглыш, А.Е. Каревский. — Минск: Сэр-Вит, 2012. — 80 с.
  3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской  // Народное образование. — 2003. — №2. — С.58-64.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.