«Город и его проблемы»
Цель внеклассного мероприятия: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, чувство ответственности за экологическое благополучие жителей города; формировать компетентностный подход в умении анализировать и решать экологические проблемы, возникающие в жизненных ситуациях.
Участники: учащиеся ІX–XІ классов. Командная игра.
Конкурс оценивает жюри.
Материалы и оборудование: видеоматериалы, презентация, карточки для участников, глобус, аэрозоль, стакан с мукой, трубочка, вырезанные бумажные листики.
Ход мероприятия
Ведущий:
— Экология в буквальном переводе с греческого означает «наука о доме». Город Минск — это наш общий дом, где живут минчане и гостят многочисленные приезжие. Наша столица стала не только центром культуры, новейшей техники, комфорта, индустрии услуг, но и промышленных загрязнений, «асфальтовых пустынь», символом стрессов и суеты.
Минск — крупный индустриальный центр. Основой развития города является промышленность: машиностроение, металлообработка, легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, строительных деталей, материалов, полиграфия. В производственный комплекс Минска входят все виды транспорта, обеспечивающие внешние связи — железнодорожный, автомобильный, воздушный.
По данным экологов около 30% территории г. Минска находится в зоне, крайне неблагоприятной по уровню интегрального загрязнения окружающей среды. Это, в первую очередь, Заводской район (микрорайон Шабаны), Партизанский район, а также отдельные зоны в Октябрьском районе и центре города, особенно вдоль напряженных транспортных магистралей.
Еще 35 % территории города отнесены к зоне, неблагоприятной по уровню загрязнения окружающей среды. Это центр город, юг и юго-восток. Учитывались данные загрязнения атмосферы, водной среды, воздействие физических факторов — шума, вибрации, электромагнитных колебаний. В результате неблагоприятного воздействия на окружающую среду наблюдается ухудшение состояния здоровья населения города Минска, особенно детского.
Проблема ясна: деятельность человека бумерангом сказывается на нем самом. Участникам экологического ринга, посвященном экологии города, предстоит участвовать в следующие конкурсах и заданиях:
- «Интервью».
- «Экознайка».
- «Экологические высказывания известных людей».
- Конкурс капитанов «Ромашка».
- Задание «Утилизация».
- Конкурс «Что бы это значило?».
1. Первое задание для участников экоринга — «Интервью». Командам предстоит подготовить ответы на вопросы в форме интервью.
- Что такое экология?
- Можно ли считать наш район (город) экологически чистым?
- Предложите способы изменения ситуации в районе (городе).
Участники дают ответы. Жюри оценивает первое задание.
2. Конкурс знатоков экологии «Экознайка».
На игровых столах команд лежат три карточки с буквами А, В, С. Ведущий читает вопрос, команды должны показать ту карточку, которая соответствует правильному ответу. Конкурс оценивается по количеству правильных ответов.
1. Охрана природы — это: А. наука; В. отрасль науки; С. система мероприятий.
2. Понятие «мегаполис» в экологии означает: А. сверхгигантский город; В. точка высокой скученности живых организмов; С. населенный пункт.
3. Самым большим источником загрязнения в городе является: А. транспорт; В. тяжелая промышленность; С. бытовые отходы.
4. Один из самых экологически чистых способов выработки электроэнергии — гидроэлектростанция. В Беларуси уже давно работает ГЭС «Дружба народов» В каком регионе она расположена?
А. Могилевская область; В. Витебская область; С. Гродненская область.
5. Ежегодно в марте во всем мире проходит глобальная акция «Час Земли». Участвуя в ней каждый человек может проголосовать за здоровую планету. Для это нужно на час выключить электричество в своем жилище. Вопрос про электричество: из какого материала чаще всего изготавливают нить накаливания в теперь уже стремительно устаревающей лампе накаливания?
А. хром; В. никель; С. вольфрам.
6. Какую экологическую проблему несет сжигание ископаемого топлива для получения энергии?
А. кислотные дожди; В. парниковый эффект; С. городской смог.
7. Самый распространенный и мощный источник шума в городе: А. предприятия тяжелой промышленности; В. транспорт; С. авиация.
8. Основное загрязняющее вещество атмосферы в городе: А. оксид азота; В. оксид углерода; С. оксид серы.
9. Почему нельзя собирать лекарственные растения около автодорог: А. растения накапливают вредные вещества; В. растения плохо развиваются около автомобильных трасс; С. их вытаптывают пешеходы.
10. Какое производство в Партизанском районе г. Минска больше других выделяет вредные вещества в окружающую среду?
А. фабрика «Слодыч»; В. литейный цех МТЗ; С. завод «Криница».
Поведение итогов конкурса.
3. «Экологические высказывания известных людей».
Многие известные люди в мире всенародно высказывались об отношении человека к природе, призывая человечество обратить внимание к экологии. Я предлагаю командам составить из предложенных слов выражение (цитату) и огласить результат (слова цитаты разделены на отдельные слова или словосочетания и находятся в конвертах).
- «Человечество брало разгон 30 тысяч лет, а теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед пропастью» (эколог Ж. Дорет)
- «Земля, как воздух и солнце — достояние всех и не может быть предметом собственности» (писатель Л. Толстой)
- «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна: она всегда права, ошибки и заблуждения исходят от людей» (немецкий поэт И. Гете)
- «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить» (французский ученый Ф. Жолио-Кюри)
4. Конкурс капитанов «Ромашка». Капитаны выбирают лепестки бумажной «ромашки». На каждом лепестке вопрос.
1) Можно ли считать кондиционер как средство очистки воздуха в помещении. Объясните ответ.
Ответ: нет, он регулирует лишь температуру воздуха, но не изменяет его состав.
2) Какие растения на улицах города способствуют очищению воздуха?
Ответ: тополь, вяз.
3) Набирая воду впрок, наши бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку. Зачем?
Ответ: ионы серебра убивают микроорганизмы, вода дольше не портиться.
4) При промышленной очистке воды применяют различные вещества, в том числе озон и хлор. Какой способ экологически безопасный?
Ответ: Озонирование. Хлор — ядовитое вещество.
5) Можно ли сжигать на улице, садовых участках предметы из резины, полиэтилена?
Ответ: нет, при горении выделяются очень ядовитые соединения.
6) Что делают с твердыми бытовыми отходами в Минске?
Ответ: некоторый мусор сортируют (раздельный сбор), затем он попадает на перерабатывающий завод. Большинство смешанных отходов вывозят на свалку.
7) Что такое очистные сооружения?
Ответ: их используют на вредных производствах с целью не допустить попадания загрязняющих веществ в окружающую среду.
8) Назовите наиболее опасные загрязнители в нашем городе.
Ответ: выбросы автотранспорта, ТЭЦ на мазуте, предприятия тяжелой промышленности в черте города.
Поведение итогов конкурса.
5. Задание «Утилизация».
Участникам конкурса предлагается провести «утилизацию» различных предметов быта. Они должны рассказать, из каких предметов сделаны данные вещи и как правильно произвести утилизацию данных отходов.
Предметы быта: диван, телевизор, резиновые сапоги, холодильник, старые книги, одежда.
Ответ:
- Сжигание для натуральных материалов (ткани, древесина) — диван.
- Вторичное сырье (металл, стекло, бумага) — телевизор, холодильник.
- Захоронение (пластмасса, резина) — сапоги.
6. Конкурс «Что бы это значило?»
О каких источниках загрязнения и явлениях идет речь. Учитель демонстрирует следующие предметы и явления:
- Глобус в полиэтиленовом пакете (парниковый эффект).
- Дезодорант-аэрозоль (разрушение озонового слоя).
- Стаканчик с мукой. Если дунуть в трубочку мучная пыль поднимается верх (пылевое загрязнение атмосферы).
Поведение итогов конкурса.
Ведущий: все-таки немного знаем мы об экологии города. Живем и не задумываемся над тем, как загрязнение окружающей среды влияет на жизнь людей. Нервные расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы, раковые заболевания, бронхиты, астма — вот чем мы платим за нашу «цивилизованную жизнь». Подводя сегодняшнюю встречу к завершению, скажем: «Мы за чистый город!».
Рефлексия «Экологическое дерево».
Участники пишут на листочках (форма листьев дерева) ответ на вопрос «Что полезного может сделать человек для своего города».
Подведение итогов.