Экологический ринг

«Город и его проблемы»

Цель внеклассного мероприятия: формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, чувство ответственности за экологическое благополучие жителей города; формировать компетентностный подход в умении анализировать и решать экологические проблемы, возникающие в жизненных ситуациях.

Участники: учащиеся ІX–XІ классов. Командная игра.

Конкурс оценивает жюри.

Материалы и оборудование: видеоматериалы, презентация, карточки для участников, глобус, аэрозоль, стакан с мукой, трубочка, вырезанные бумажные листики.

Ход мероприятия

Ведущий:

— Экология в буквальном переводе с греческого означает «наука о доме». Город Минск — это наш общий дом, где живут минчане и гостят многочисленные приезжие. Наша столица стала не только центром культуры, новейшей техники, комфорта, индустрии услуг, но и промышленных загрязнений, «асфальтовых пустынь», символом стрессов и суеты.

Минск — крупный индустриальный центр. Основой развития города является промышленность: машиностроение, металлообработка, легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, строительных деталей, материалов, полиграфия. В производственный комплекс Минска входят все виды транспорта, обеспечивающие внешние связи — железнодорожный, автомобильный, воздушный.

По данным экологов около 30% территории г. Минска находится в зоне, крайне неблагоприятной по уровню интегрального загрязнения окружающей среды. Это, в первую очередь, Заводской район (микрорайон Шабаны), Партизанский район, а также отдельные зоны в Октябрьском районе и центре города, особенно вдоль напряженных транспортных магистралей.

Еще 35 % территории города отнесены к зоне, неблагоприятной по уровню загрязнения окружающей среды. Это центр город, юг и юго-восток. Учитывались данные загрязнения атмосферы, водной среды, воздействие физических факторов — шума, вибрации, электромагнитных колебаний. В результате неблагоприятного воздействия на окружающую среду наблюдается ухудшение состояния здоровья населения города Минска, особенно детского.

Проблема ясна: деятельность человека бумерангом сказывается на нем самом. Участникам экологического ринга, посвященном экологии города, предстоит участвовать в следующие конкурсах и заданиях:

  • «Интервью».
  • «Экознайка».
  • «Экологические высказывания известных людей».
  • Конкурс капитанов «Ромашка».
  • Задание «Утилизация».
  • Конкурс «Что бы это значило?».

1Первое задание для участников экоринга «Интервью». Командам предстоит  подготовить ответы на вопросы в форме интервью.

  • Что такое экология?
  • Можно ли считать наш район (город) экологически чистым?
  • Предложите способы изменения ситуации в районе (городе).

Участники дают ответы. Жюри оценивает первое задание.

2. Конкурс знатоков экологии «Экознайка».

На игровых столах команд лежат три карточки с буквами А, В, С. Ведущий  читает  вопрос, команды должны показать ту карточку, которая соответствует правильному ответу. Конкурс оценивается по количеству правильных ответов.

1. Охрана природы — это: А. наука; В. отрасль науки; С. система мероприятий.

2. Понятие «мегаполис» в экологии означает: А. сверхгигантский город; В. точка высокой скученности живых организмов; С. населенный пункт.

3. Самым большим источником загрязнения в городе является: А. транспорт; В. тяжелая промышленность; С. бытовые отходы.

4. Один из самых экологически чистых способов выработки электроэнергии — гидроэлектростанция. В Беларуси уже давно работает ГЭС «Дружба народов» В каком регионе она расположена?

А. Могилевская область; В. Витебская область; С. Гродненская область.

5. Ежегодно в марте во всем мире проходит глобальная акция «Час Земли». Участвуя в ней каждый человек может проголосовать за здоровую планету. Для это нужно на час выключить электричество в своем жилище. Вопрос про электричество: из какого материала чаще всего изготавливают нить накаливания в теперь уже стремительно устаревающей лампе накаливания?

А. хром; В. никель; С. вольфрам.

6. Какую экологическую проблему несет сжигание ископаемого топлива для получения энергии?

А. кислотные дожди; В. парниковый эффект; С. городской смог.

7. Самый распространенный и мощный источник шума в городе: А. предприятия тяжелой промышленности; В. транспорт; С. авиация.

8. Основное загрязняющее вещество атмосферы в городе: А. оксид азота; В. оксид углерода; С. оксид серы.

9. Почему нельзя собирать лекарственные растения около автодорог: А. растения накапливают вредные вещества; В. растения плохо развиваются около автомобильных трасс; С. их вытаптывают пешеходы.

10. Какое производство в Партизанском районе г. Минска больше других выделяет вредные вещества в окружающую среду?

А. фабрика «Слодыч»; В. литейный цех МТЗ; С. завод «Криница».

Поведение итогов конкурса.

3. «Экологические высказывания известных людей».

Многие известные люди в мире всенародно высказывались об отношении человека к природе, призывая человечество обратить внимание к экологии. Я предлагаю командам составить из предложенных слов выражение (цитату) и огласить результат (слова цитаты разделены на отдельные слова или словосочетания и находятся в конвертах).

  • «Человечество брало разгон 30 тысяч лет, а теперь ему осталось 30 лет, чтобы затормозить перед пропастью» (эколог Ж. Дорет)
  • «Земля, как воздух и солнце — достояние всех и не может быть предметом собственности» (писатель Л. Толстой)                                                           
  • «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна: она всегда права, ошибки и заблуждения исходят от людей» (немецкий поэт И. Гете)
  • «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить» (французский  ученый Ф. Жолио-Кюри)

4. Конкурс капитанов «Ромашка». Капитаны выбирают лепестки бумажной «ромашки». На каждом лепестке вопрос.

1) Можно ли считать кондиционер как средство очистки воздуха в помещении. Объясните ответ.

Ответ: нет, он регулирует лишь температуру воздуха, но не изменяет его состав.

2) Какие растения на улицах города способствуют очищению воздуха?

Ответ: тополь, вяз.

3) Набирая воду впрок, наши бабушки кладут на дно ведра серебряную ложку. Зачем?

Ответ: ионы серебра убивают микроорганизмы, вода дольше не портиться.

4) При промышленной очистке воды применяют различные вещества, в том числе озон и хлор. Какой способ экологически безопасный?

Ответ: Озонирование. Хлор — ядовитое вещество.

5) Можно ли сжигать на улице, садовых участках предметы из резины, полиэтилена?

Ответ: нет, при горении выделяются очень ядовитые соединения.

6) Что делают с твердыми бытовыми отходами в Минске?

Ответ: некоторый мусор сортируют (раздельный сбор), затем он попадает на перерабатывающий завод. Большинство смешанных отходов вывозят на свалку.

7) Что такое очистные сооружения?

Ответ: их используют на вредных производствах с целью не допустить попадания загрязняющих веществ в окружающую среду.

8) Назовите наиболее опасные загрязнители в нашем городе.

Ответ: выбросы автотранспорта, ТЭЦ на мазуте, предприятия тяжелой промышленности в черте города.

Поведение итогов конкурса.

5. Задание «Утилизация».

Участникам конкурса предлагается провести «утилизацию» различных предметов быта. Они должны рассказать, из каких предметов сделаны данные вещи и как правильно произвести утилизацию данных отходов.

Предметы быта: диван, телевизор, резиновые сапоги, холодильник, старые книги, одежда.

Ответ:

  • Сжигание для натуральных материалов (ткани, древесина) — диван.
  • Вторичное сырье (металл, стекло, бумага) — телевизор, холодильник.
  • Захоронение (пластмасса, резина) — сапоги.

6. Конкурс «Что бы это значило?»

О каких источниках загрязнения и явлениях идет речь. Учитель демонстрирует следующие предметы и явления:

  • Глобус в полиэтиленовом пакете (парниковый эффект).
  • Дезодорант-аэрозоль (разрушение озонового слоя).
  • Стаканчик с мукой. Если дунуть в  трубочку мучная пыль поднимается верх (пылевое загрязнение атмосферы).

Поведение итогов конкурса.

Ведущий: все-таки немного знаем мы об экологии города. Живем и не задумываемся над тем, как загрязнение окружающей среды влияет на жизнь людей. Нервные расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы, раковые заболевания, бронхиты, астма — вот чем мы платим за нашу «цивилизованную жизнь». Подводя сегодняшнюю встречу к завершению, скажем: «Мы за чистый город!».

Рефлексия «Экологическое дерево».

Участники пишут на листочках (форма листьев дерева) ответ на вопрос «Что полезного может сделать человек для своего города».

Подведение итогов.