Урок-суд

Сценарий учебного занятия

Экологические проблемы города Минска и пути их решения

(возможно проведение в X классе на уроке биологии в разделе  «Человек и биосфера»
или как внеклассное мероприятие экологической тематики)

Тема: экологические проблемы города Минска и пути их решения.

Цель: показать экологические проблемы в крупных индустриальных городах на примере столичного региона, выявить пути их решения.

  • познакомить учащихся с основными видами хозяйственной деятельности в городе Минске, их влиянии на окружающую среду и здоровье человека;
  • развивать мышление, приобретение учащимися опыта творческой деятельности;
  • формировать ценностное отношение к окружающей среде.

Оборудование: карта г. Минска, листки цветной бумаги, на доске надписи «Положительная деятельность человека», «Отрицательная деятельность человека», мультимедийный проектор (мультиборд).

Форма проведения: урок-суд.

Распределение ролей: судья, прокурор, свидетели, адвокат, обвиняемый (Человек), присяжные заседатели.

Ход урока

                                                  Аэродромы, пирсы и перроны

                                            Леса без птиц и земли без воды…

                                              Все меньше окружающей природы

                                              Все больше — окружающей среды.

                                                                       Р. Рождественский

Учитель:

— Здравствуйте, дорогие друзья! В городе Чикаго с 1947 года международная группа ученых и экспертов-экологов установила время на необычных часах — «Часах Судного дня». Стрелки часов символически указывают, сколько человечеству осталось до глобальной экологической катастрофы. Время, оставшееся до полуночи, символизирует напряженность международной обстановки, а полночь означает момент катаклизма. В последние несколько лет стрелку переводили только вперед или оставляли на месте, как в этом году. В 2021 году Часы фиксируют время 23:58:20. До полуночи, которая означает глобальную катастрофу (природную или техногенную), осталось ровно 100 секунд.

Вот почему сегодня мы поговорим о самом главном — об отношении человека к окружающей его среде. Проблема экологии — одна из важнейших проблем современности. Главные составляющие этой проблемы — загрязнение незаменимых природных ресурсов:воздуха, воды, почвы отходами промышленности, транспорта. Это приводит к оскудению растительного и животного мира, ухудшению здоровья самого человека.

Человек издавна преобразует окружающий его мир. И порой мы видим не только созидательную, но и разрушающую роль. Проведенный накануне опрос показал: учащиеся считают наиболее актуальными  следующие экологические проблемы в городской среде: загрязнение атмосферы, поверхностных вод, утилизация бытовых отходов.

Наше внимание обращено к малой родине — городу Минску, в котором мы живем. Сегодня мы узнаем об экологических проблемах в крупных индустриальных городах на примере столичного региона и выявим пути их решения.

Метод «Мастерская будущего»

Педагог предлагает каждому учащемуся  в течение 5 мин на отдельных листах цветной бумаги зафиксировать « и «–» взаимодействия человека с природой. По истечении времени каждый из участников называет результаты своей аналитической работы (можно с кратким комментарием). После своего выступления участники закрепляют листки с «+» на одной части доски, а листки с «–» — на другой.

*Обобщающий комментарий учителя по итогам реализации метода. В конце урока учащиеся предлагают результаты проектной деятельности — идеальную модель решения проблемы.

Учитель:

— А теперь я предлагаю пройти в зал заседаний суда, где будет рассматриваться дело о взаимоотношениях между Человеком и Природой, а господа присяжные заседатели вынесут справедливое решение.

Секретарь:

— Встать! Суд идет!

Судья:

— Поступил судебный иск от жителей города Минска, которые обвиняют руководителей промышленных предприятий в загрязнении окружающей среды отходами производств, вредными, канцерогенными веществами. Начинаем заседание суда. Слово для обвинения предоставляется прокурору города.

Прокурор:

— Экология в буквальном переводе с греческого означает «наука о доме». Город Минск — это наш общий дом, где живут минчане и гостят многочисленные приезжие. Наша столица стала не только центром культуры, новейшей техники, комфорта, индустрии услуг, но и промышленных загрязнений, «асфальтовых пустынь», символом стрессов и суеты.

Минск — крупный индустриальный центр. Основой развития города является промышленность: машиностроение, металлообработка, легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, строительных деталей, материалов, полиграфия. В производственный комплекс Минска входят все виды транспорта, обеспечивающие внешние связи — железнодорожный, автомобильный, воздушный.

По данным экологов около 30% территории г. Минска находится в зоне, крайне неблагоприятной по уровню загрязнения окружающей среды. Это, в первую очередь, Заводской район (и микрорайон Шабаны), Партизанский район, а также отдельные зоны в Октябрьском районе и центре города, особенно вдоль напряженных транспортных магистралей. Еще 35% территории города отнесены к зоне, неблагоприятной по уровню загрязнения окружающей среды. Это центр город, юг и юго-восток (обращается к карте города). Характеристика загрязнения города получена путем интеграции картосхем загрязнения атмосферы, гидросферы, а так же воздействия физических факторов — шума, вибрации, электромагнитных колебаний.

В результате неблагоприятного воздействия на окружающую среду наблюдается ухудшение состояния здоровья населения города, особенно детского. На протяжении ряда лет детская заболеваемость в Минске на 40% превышает среднереспубликанский уровень.

Я призываю справедливый Суд объективно разобраться в этом деле, выслушать обе стороны, свидетелей и вынести справедливый приговор.

Судья:

— Слово предоставляется свидетелям. Приглашается Свидетель для предоставления информации  о загрязнении атмосферы в городе Минске.

Свидетель 1: 

— Мне известно следующее: основными загрязняющими веществами атмосферы в Минске являются: оксид углерода (39,9% объема выбросов), сернистый ангидрид (19,75%), оксид азота (15,5%), взвешенные вещества (8,7%), летучие органические соединения (12,4%).

Вредные выделения от стационарных источников и автотранспорта в городе составляет 309 тыс. тонн в год. Выбросы в атмосферу от автотранспорта составляет 204 тыс. тонн, или 68% от общего количества. Таким образом, автотранспорт — основной загрязнитель атмосферы в Минске. Один автомобиль в среднем выбрасывает в атмосферу около 200 кг окиси углерода, 60 кг оксидов азота, 40 кг углеводородов, 3 кг металлической и резиновой пыли, 2 кг двуокиси серы, до 2 кг бензопирена. Все эти вещества ядовиты, обнаружено канцерогенное действие ряда из них.Количество автотранспорта и интенсивность его эксплуатации в Минске постоянно растут. Поэтому сохраняются предпосылки для увеличения вредных веществ и повышения уровня загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автомашин.

К основным загрязнителям атмосферного воздуха в Минске среди промышленных предприятий относятся: ТЭЦ-4 (14,13 тыс. тонн), автозавод (9,39 тыс. тонн), ТЭЦ-3 (7,3 тыс. тонн), тракторный завод (6,6 тыс. тонн).

В районе тракторного завода, где сосредоточено значительное число предприятий с большими объемами выбросов окиси углерода (МТЗ, ТЭЦ-3, моторный и подшипниковый заводы, завод шестерен), зафиксированы самые низкие показатели относительной чистоты воздуха (ОЧА). Эта территория считается относительно неблагоприятной по степени загрязнения приземных слоев атмосферы.

К наиболее загрязненным участкам города относится Радиальная улица, проходящая через территорию Партизанского района. Об этом свидетельствуют последние данные Республиканского центра радиационного контроли и мониторинга окружающей среды.  В период с 12 по 18 февраля 2018 г., превышения нормативов качества воздуха  в Минске отмечены только в районе ул. Радиальная. Максимальная среднесуточная концентрация твердых частиц, фракции размером до 10 микрон составляла 1,6 ПДК. В утренние часы 17 февраля отмечен рост содержания в воздухе азота диоксида. Максимальная концентрация превышала ПДК в 2,9 раза.

Как все эти вредные вещества влияют на наше здоровье? Диоксид азота — поражает бронхи, органы пищеварения. Аммиак — вызывает спазм сосудов, гипертонезию, катар верхних дыхательных путей, ослабление слуха. Оксид углерода, попадая в легкие, вытесняет кислород из соединения с гемоглобином в крови. Кислородное голодание поражает кору головного мозга, нарушает деятельность миокарда, начинается расстройство нервной деятельности — головные боли, тошнота, слабость, сонливость, утомляемость. Формальдегид вызывает слезотечение, кашель, одышку, тошноту.  Диоксид серы, сернистый ангидрид раздражает слизистые оболочки глаз, вызывает кашель, способствует развитию тяжелого бронхита, астмы. Длительное вдыхание даже малых доз сернистого ангидрида вызывает ларингиты, воспаления, отеки, и возможно рак легких.

Мы, жители города, требуем от чиновников принять меры в улучшении экологической ситуации. Мы хотим дышать чистым воздухом!

Судья:

— Слово дается свидетелю  для предоставления информации о воздействии физических факторов в городской среде.

Свидетель 2:

— К неблагоприятным факторам физического характера относятся шум, вибрация, инфразвук, электромагнитные излучения и др. Наиболее неблагоприятный физический фактор в городе — шум, основным источником которого является транспорт. Непрерывное воздействие шума провоцирует нервное напряжение, снижение творческой активности, производительности труда и эффективности отдыха. Высокая шумовая нагрузка — причины многих заболеваний: сердечно-сосудистых, желудочных, нервных. Работа сердца ускоряется, кровяное давление повышается, увеличивается выделение адреналина. Возможны расстройства гипофиза, щитовидной железы.

Инфразвуковые колебания являются основной частью звукового спектра, характерного для многих промышленных предприятий и транспорта. Наибольшая концентрация промышленных и теплоэнергетических объектов, источников инфразвука наблюдается в Партизанском, Заводском, Ленинском, Октябрьском и Фрунзенском районах города. Особенно выделяются восточная и юго-восточная промзоны, территория завода им. Вавилова и часового завода.

Основные источники электромагнитного излучения — радиостанции, радарные  установки, линии электропередач, антенны мобильных операторов. Люди, живущие в зоне электромагнитного поля, чаще болеют. Прошу избавить жителей города от вредного действия физических факторов!

Судья:

— Слово дается свидетелю  для представления информации  о загрязнении водной среды в городе Минске.

Свидетель 3:

— Вода всего касается, все омывает и умывает, все питает и растит. Всех полезных свойств естественных водных источников мы лишаемся, если вода в них загрязнена или интенсивно используется на промышленные и коммунально-бытовые нужды. К сожалению, это в значительной степени характерно для нашей столицы. Основной объем производственно сточных вод поступает на минскую станцию аэрации, после чего сбрасывается в реку Свислочь. Отдельные предприятия (ПО «Минск-стройматериалы», ТЭЦ, котельные) сбрасывают свои стоки напрямую, что не может сказаться на качестве поверхностных вод. В связи с этим благоприятная по своим природным качествам вода в Свислочи в черте города и ниже по течению сильно загрязнена. С территории города через ливневую систему в реки поступает до 10 тыс. тонн органических веществ, свыше 3 тыс. тонн нефтепродуктов, 25 тыс. тонн взвесей, почти 90 тыс. тонн моющих веществ, около 100 тонн тяжелых металлов. Несмотря за последние годы снижение сбросов сточных вод, качество наземных водных источников в черте города существенно не улучшилось. Показатели качества воды превышают нормы в несколько раз по токсикологическим характеристикам.

Биоиндикация качества воды с помощью зообентоса в Слепянской водной системе на территории Партизанского  района показала, что на выбранных участках имеется небольшое (малое) загрязнение. Химический анализ проб воды на ионы дал следующие результаты:  наблюдается превышение концентраций ионов NO3, NH4+. Причины — органическое загрязнение.

Медики говорят, что 80% всех болезней от плохой воды. К самым распространенным относят химические отравления, желудочно-кишечные заболевания, болезни печени, раковые заболевания. Горожане просят принять меры в улучшении состояния водных артерий города!

Судья (обращается к адвокату Человека):

— Сущность конфликта Человека с Природой заключается в том, что человечество стремится взять от нее значительно больше, чем природа может дать без ущерба для своего «здоровья». Сознает ли Человек свои ошибки?

Адвокат Человека:

— Уважаемые присяжные заседатели! Да, Человек признает свои ошибки. Но Он требует снисхождения. Сотни тысячелетий происходило становление вида Человека разумного. И лишь в последнее время заговорили о необходимости охраны окружающей среды. Почему? В настоящее время население Земли насчитывает более 7 млрд жителей. Интенсивный рост народонаселения требует значительного производства и потребления продовольственных, минеральных и энергетических ресурсов. Мы хотим хорошо жить, а для этого нужно сырье. Только в Минске проживает почти 2 миллиона людей. Минчане производят продукцию, которой пользуются белорусы, жители других стран. Мы не можем остановить производство!

Нельзя забывать, что в последнее время Человек стал много делать для решения  поднятой проблемы: в Минске реализуется программа «Экология», работают службы экологического мониторинга, накладываются санкции на предприятия-нарушителей, высаживаются зеленые насаждения вдоль транспортных магистралей. Мы просим признать Человека не виновным.

Судья:

— Решение о виновности или не виновности Человека в ухудшении экологической ситуации в городе Минске принимается Судом Присяжных заседателей.

Присяжные (учащиеся) обсуждают решение открыто (рефлексия).

  • Я считаю, Человек не виновен, т.к.…
  • Я думаю, Человек виновен в том, что…
  • Я сомневаюсь в представленных данных….
  • Человек несомненно виновен…
  • Меня поразило то, что…

Решение судьи формируются с учетом мнения присяжных заседателей.

Судья:

— Суд признает Человека виновным в ухудшении экологической ситуации  в городе Минске и обязует его:

  • Внедрять на промышленных объектах безотходные технологии, технические устройства, способствующих снижению вредных выбросов и сбросов.
  • Размещать «вредные» производства вдали от города.
  • Бережно, рационально пользоваться природными богатствами.
  • Проводить оздоровительно-профилактические мероприятия для населения, относящегося к группам экологического риска.

Заседания суда объявляю закрытым.

Рефлексивная деятельность, подведение итогов.

Учитель:

— Итак, Суд вынес свое справедливое решение. Люди должны поменять свое отношение к Природе и не гордится своими победами над ней. Известный писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Есть победы, которые наполняют воодушевлением; есть и другие, которые принижают. Одни поражения несут гибель, другие пробуждают к жизни». Сегодня на каждом из нас лежит огромная ответственность за состояние окружающей нас среды.

Какими должны быть отношения между Человеком и природой? Такую проблему я предложила вам изучить в качестве домашнего задания на прошлом уроке. Давайте, заслушаем ваши проекты, предложения.

В конце урока учащиеся предлагают результаты проектной деятельности — идеальную модель решения проблемы.

Защита проектов.

Подведение итогов.

          Список использованных источников:

  1. Елизарова, Л. В. Экология города: теория, практика, участие общественности / Елизарова Л. В. – Минск : Вэвэр, 2008. – 237 с.
  2. Материалы интернет-ресурса «Экологические новости+» (ecoplus.by).