Методические рекомендации

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся

Способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности:

  • умение видеть проблемы;
  • умение вырабатывать гипотезы;
  • умение наблюдать;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение давать определение понятиям и др.;
  • поисковая активность (высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность);
  • дивергентное мышление (гибкость, способность к генерации и разработке идей, способность находить и формулировать проблему);
  • конвергентное мышление (способность решать проблему на основе известных логических алгоритмов, анализ и оценка найденной информации).

Чем отличается учебное исследование от проекта

Структура учебного исследования

  1. Постановка проблемы.
  2. Выбор темы исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Определение цели и задач.
  5. Разработка гипотезы.
  6. Составление  плана исследования.
  7. Работа с литературой.
  8. Выбор методов исследования.
  9. Подготовка и проведение исследования (сбор материалов).
  10. Обработка результатов исследования и формулирование выводов.

Правила выбора темы исследования:

  • тема должна быть интересна ребенку (и учителю);
  • тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
  • тема должна быть оригинальной (элемент необычности);
  • тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Следует учитывать:

  • одна и та же тема может решаться детьми разного возраста по-разному, с различной степенью глубины;
  • желания и возможности (есть ли необходимые для ее решения средства,   материалы, литература и др.).

Формулировка цели — важный этап в работе. Цель выражает главное направление исследования и поясняет то, как оно будет осуществляться.

Формулировка задач. Задачи исследования — выбор путей и средств для достижения цели. Если цель указывает общее направление движения, то задачи описывают основные шаги. Глаголы для определения задач: проанализировать, выявить, определить, исследовать, систематизировать и т.д.

Гипотеза исследования — это предположение, догадка, ещё не доказанная логически и не подтверждённая опытом. Обычно гипотезу начинаются со слов возможно, допустим, предположим, что если…

Методы исследования:

  • Интервью, опрос, анкета.
  • Наблюдение.
  • Эксперимент.
  • Моделирование.

Рекомендации  учителю 

  • Очень важно найти мотивы творческой деятельности учащихся. Основной стимул творчества — стремление к самовыражению. Существуют и другие мотивы творчества: рефлекс подражания,  жажда познаний, потребность в высокой самооценке, ореол исключительности.
  • Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», дайте возможность   не только успевающим, но и остальным учащимся использовать свои сильные стороны.
  • Создайте  психологический климат, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины.
  • Покажите учащемуся серьезное отношение к его первому в жизни открытию.
  • Убедите его в том, что ошибки при поиске неизбежны и их не надо бояться.
  • Не делать за ребенка то, что он может сделать (или может научиться делать) самостоятельно;
  • Не спешить с вынесением оценочных суждений. Лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что раскритиковать.