О сайте

Сайт создан по результатам научно-исследовательского проекта учащихся ГУО «Средняя школа № 108 г. Минска»

Цель создания сайта: информирование населения  о состоянии окружающей среды на территории Партизанского района г. Минска, экологическое просвещение. Материалы сайта отражают исследовательскую деятельность учащихся, направленную на изучение экологии и биоразнообразия в районе.

Руководитель проекта – учитель биологии Ирина Григорьевна Богино.

Есть истины, составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание с детства. Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, к родной природе. Воспитать эти драгоценные чувства в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен совсем иной подход: жить так, чтобы постоянно общаться с природой, раскрывать для себя ее тайны. Едва ли можно в наши дни найти более важную проблему, чем осмотрительное и грамотное отношение к природе. Ее решение возможно только на основе познания  экологических закономерностей, которые должен знать каждый человек.

Сегодня в экологическом образовании все еще преобладают теоретические формы обучения. Никогда знания и умения не станут достоянием личности, если они не закреплены эмоциональным и практическим опытом. Непосредственное общение с природой, организация посильной практической работы учащихся по изучению окружающей среды — одно из главных условий экологического образования и воспитания.

Определение видов жуков семейства Coccinellidae

Экологические исследования могут вестись  на разных уровнях, в том числе и местном, краеведческом. Изучение своего края, региона – это познание особенностей природы, выявление взаимосвязей с нею населения, определение местных экологических проблем, поиск и практическая реализация доступных для учащихся путей их решения.

Необходимость заняться вопросами экологического краеведения обусловлена тем, что большая часть учащихся  не знает основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе. Они не могут перечислить основные экологические проблемы; не умеют оценивать в общем состояние окружающей среды, отмечая лишь отдельные факты негативного антропогенного воздействия на местные экосистемы; не могут охарактеризовать свое участие в сохранении и улучшении окружающей среды.

К эколого-краеведческим сведениям всегда повышенный интерес, воспринимаются они осмысленнее и повышают общую культуру человека. Люди, хорошо знающие свой край, по-иному относятся к знаниям, становятся более наблюдательными, учатся быть исследователями. Местный материал должен пронизывать образовательный  процесс, особенно на уроках биологии, географии, химии. Однако эпизодическое обращение к отдельным формам работы, как показывает опыт, не приносит сколько-нибудь заметных результатов. Необходим стержень, который позволит обеспечить включение учащихся в разные виды деятельности (познавательную, исследовательскую,  трудовую, общение) в связи с проблемами окружающей среды. Таким стержнем могут стать исследовательские проекты по изучению локальной биосферы, определению путей оптимизации взаимодействия людей с природой в своей местности и осуществлению практических дел в соответствии с ними.

Объект экологического краеведения выбран нами не случайно. Мы живем в прекрасном,  индустриальном  городе Европы – Минске. Минск – визитная карточка Беларуси. Мы гордимся этим и хотим, чтобы город стал экологически чистым и безопасным для  его жителей и гостей. Партизанский район, в котором мы живем и учимся, один из самых промышленных в столице. Характеризуется как территория  с  преимущественно  наиболее  неблагоприятной экологической ситуацией, обусловленной высоким уровнем загрязнения воздуха и почв, угнетением растительности. Мы чаще других горожан ощущаем на себе последствия загрязнения наземно-воздушной среды.  В этом одна из причин начала работы учащихся СШ № 108 над проектом «Оценка состояния окружающей среды на территории Партизанского района г. Минска». Работа в этом направлении предусматривает изучение климата, почвенного покрова, биоразнообразия  на территории района.

Изучение окружающей среды района  организовано через проектно-исследовательскую деятельность учащихся, предполагающую выделение целей и задач, отбор методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, необходимых ресурсов. Главной целью нашего исследования является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как в «большой» науке. Учащиеся приобретают навык исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции.

В школьной лаборатории. Приготовление почвенных вытяжек

 

В кабинете биологии. Работа с микроскопом

Проектно-исследовательская деятельность учащихся

Тема: «Оценка состояния окружающей среды на территории Партизанскогорайона г. Минска».

Цель проекта:

  1. Исследовательская:  изучение состояния окружающей среды на территории Партизанского района г. Минска.
  2. Практическая: составление карты источников загрязнения и экологически благополучных для жителей района мест, создание условий для  экологического воспитания учащихся.

Задачи проекта: 

  1. Проведение мониторинга загрязнения почвы, воздуха и водных ресурсов  на исследуемой территории, изучение видового разнообразия;
  2. Выявление условий, изменение которых может привести  к улучшению экологической ситуации в районе;
  3. Привлечение внимания к экологическим проблемам в Партизанском районе г. Минска через создание экологического сайта «Экологические новости+»;
  4. Использование материалов сайта www.ecoplus.by для экологического воспитания на учебных занятиях, пропаганда работы  сайта среди учащихся школ района и других пользователей интернета.
Формирование исследовательской культуры учащихся

Участники проектной деятельности – учащиеся  8-11-х классов. Интерес к работе и посильность во многом определяют успех.  Обеспеченность заинтересованности детей в работе над проектом — мотивация. Для этого нужно на старте сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной значимости исследовательской работы.

 Формирование умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности  проводились  не только в процессе работы над проектом, но и в   рамках учебных занятий. Для этого использовались специальные организационные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с  ролевым распределением работы в группе.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные ресурсы. Работа над экологическим проектом была бы не возможна без сотрудничества с  двумя крупными  ВУЗами страны: МГЭУ им. А.Д. Сахарова, БГПУ им. М, Танка.  Ученые, преподаватели  университетов осуществляли научное консультирование, предоставляли возможность проведения анализов на базе вузовских лабораторий. Работая над изучением биоразнообразия на территории Партизанского района г. Минска,  мы получали квалифицированную помощь и научное руководство на кафедре ботаники и общей биологии педагогического университета. Учащиеся нашей школы имели возможность  присутствовать и работать в студенческих группах  БГПУ им. М. Танка во время практических занятий по химии, прохождения полевых сборов по экологии.

В лаборатории МГЭУ им. А.Д. Сахарова. Подготовка проб почвы к анализу

 

В лаборатории физиологии растений БГПУ им. М. Танка. Работа с растительным материалом

 

В лаборатории аналитической химии. Преподаватель Н.В. Суханкина

Результаты  экологического краеведения

Нами была поднята проблема влияния газообразных автомобильных выбросов на жизненное состояние деревьев, находящихся вблизи автодорог.   Были выбраны 5 контрольных участков на территории Партизанского района, где проводились исследования:   улиц автотранспортом, изучалось жизненное состояние придорожных посадок древесных растений, проводился анализ почвенного покрова вблизи автодорог. Использовались научные методики, рекомендованные кафедрой биологии человека и экологии  МГЭУ им. А.Д. Сахарова.

Ухудшение жизненного состояния древесных растений вдоль автодорог

С учетом данных, полученных в результате оценки загруженности улиц автотранспортом, сделаны выводы  о зависимости жизненного состояния зеленых насаждений, произрастающих вблизи автодорог и интенсивностью движения  транспорта. В Партизанском районе показатели  жизненного состояния древостоя  ниже, чем по городу. Обследованные зеленые насаждения не отличаются богатым видовым составом.  Выявлены виды растений, наиболее подверженных болезням. Были составлены рекомендации по снижению вреда, наносимого транспортными средствами, предложено формировать насаждения в промышленных районах города из устойчивых к антропогенным факторам видов деревьев, кустарников и газонных трав. Результатом исследования стала работа учащихся «Оценка влияния на зеленые насаждения и почвенный покров близости автодорог с высокой интенсивностью движения в Партизанском районе г. Минска».

Дальнейшие исследования были направлены на изучение состояния воздушной среды и почвенного покрова на территории района. Мониторинг окружающей среды проводился на 9 участках, расположенных в разных местах на территории района.  Были проведены исследования осадков, биоиндикация загрязненности воздуха, изучена роза ветров г. Минска за последние три года, продолжено изучение причин низкого жизненного состояния деревьев и другое. В результате составлены карты источников загрязнения и экологически благополучных для жителей района мест. Наши выводы: пока экологически опасные предприятия находятся чуть ли не в центре города, пока существуют отсталые технологии производства и нейтрализации высокотоксичных выбросов, Партизанский район столицы нельзя считать экологически чистым.

Исследование биологического разнообразия представляет собой приоритетную задачу. Вызванные человеком изменения окружающей среды во многих странах Европы привели к сокращению численности и даже к региональному вымиранию некоторых видов организмов. С увеличением роста населения г. Минска и изменением городской среды неизбежно усиливается тяга горожан к отдыху – в парках, скверах, на водоемах. Туризм стал активно влиять на жизнь биоценозов, в том числе искусственных.

Кострища на территории лесопарка «Степянка»

Изучая влияние антропогенного фактора на видовой состав растений и животных города, учащиеся провели исследования по темам: «Изучение видового состава жуков семейства Coccinellidae  на территории г. Минска», «Оценка экологического состояния Слепянской водной системы на территории Партизанского района г. Минска», «Изучение экологического состояния рекреационной территории лесопарка «Степянка», «Оценка состояния растительного сообщества гидрофитов Слепянской водной системы».

Изучение разнообразия водных растений

 

Исследование Слепянской водной системы

Вся полученная информация по экологическому краеведению  размещена на данном сайте. На сайте представлены рубрики: «Экология глазами детей», «Живой мир», «Фотофакт», «Экологический календарь», фото и новости экологических акций и мероприятий. Проводятся онлайн-опросы, конкурсы рисунков и фотографий на тему «Экология города».

Добро пожаловать на наш сайт!